|
Вот уже и подросло поколение звукорежиссеров, которые никогда не видели грампластинки…
|
Современные звуковые носители обладают удивительной простотой в эксплуатации. Технология воспроизведения компакт-диска заставила забыть многие ухищрения, на которые приходилось идти при воспроизведении дисковых носителей прошлых лет. Оно и понятно: современные проигрыватели цифровых дисков не имеют никаких пользовательских регулировок и настроек. |
А ведь компакт-диски, минидиски и DVD — прямые потомки грампластинки. И в первую очередь потому, что технология их серийного производства по сути своей не отличается от технологии производства грампластинок: изготовление мастер-диска, гальваническое производство, матрицы, литьевые машины для штамповки. |
|
Грамзапись, изобретенная более чем 150 лет назад, позволила человечеству сохранить на материальном носителе документы, характеризующие одно из самых значимых чувств нашего мироощущения — звук. Благодаря грамзаписи мы можем окунуться в звуковой мир наших предков, имеем возможность услышать голоса великих исполнителей прошлого. История звукозаписи сложилась таким образом, что практически до середины 30-х годов прошлого века механическая грамзапись была самой массовой технологией фиксации звука. Другие способы звукозаписи существенно потеснили грамзапись лишь в середине прошлого века. До того времени грампластинка считалась чуть ли не единственным качественным носителем звука. |
Возможно, последнее мое утверждение вызовет недоумение у многих читателей: они вспомнят хруст, треск и шипение, которые слышали когда-то с затертых до дыр дисков. Я тоже согласился бы с ними, если бы никогда не имел возможности послушать грампластинки на студийном оборудовании.
Так что же надо для того, чтобы бесценные архивные диски заговорили живыми голосами? Этот вопрос с каждым годом все чаще можно услышать от звукорежиссеров, которые собираются заниматься реставрацией архивных записей. Действительно, в настоящее время многие записи остались доступны только на грампластинках. Оригинальные магнитные ленты 50…70-х годов либо размагничены, либо считаются утраченными, а записи более раннего периода в большинстве своем производились непосредственно на мастер-диск. |
|
Возможно, последнее мое утверждение вызовет недоумение у многих читателей: они вспомнят хруст, треск и шипение, которые слышали когда-то с затертых до дыр дисков. Я тоже согласился бы с ними, если бы никогда не имел возможности послушать грампластинки на студийном оборудовании.
|
Так что же надо для того, чтобы бесценные архивные диски заговорили живыми голосами? Этот вопрос с каждым годом все чаще можно услышать от звукорежиссеров, которые собираются заниматься реставрацией архивных записей. Действительно, в настоящее время многие записи остались доступны только на грампластинках. Оригинальные магнитные ленты 50…70-х годов либо размагничены, либо считаются утраченными, а записи более раннего периода в большинстве своем производились непосредственно на мастер-диск.
|
Правы те, кто изначально задается вопросом качественного воспроизведения архивных записей. Бытующее мнение о безграничных возможностях цифровой реставрации звукозаписи глубоко ошибочно. Да, несомненно, цифровая реставрация предоставляет большие возможности, но они, увы, ограничены. Здесь уместно вспомнить девиз кинодокументалистов: «В производстве фильма нельзя использовать то, что не снято». |
|
|
Глубинная модуляция и вид канавки грамзаписи. |
Существенный недостаток глубинной модуляции — невозможность записи очень громких сигналов, поскольку резец может оторваться от поверхности мастер-диска и канавка грамзаписи прервется. |
Поперечная модуляция и вид канавки грамзаписи. При поперечной модуляции глубина канавки грамзаписи остается неизменной. |
|
Именно этот девиз должен лечь в основу «идеологии» тех, кто собирается вдохнуть новую жизнь в записи прошлых лет. Нельзя восстановить то, что не воспроизведено с оригинального носителя.
|
Давайте рассмотрим вкратце процесс производства грампластинки, для того чтобы понять, на каких средствах воспроизведения грампластинок остановить свой выбор.
|
Как я уже говорил, производство начинается с записи мастер-диска. Мастер-диск нарезается на зеркальной поверхности аморфного материала. Резец станка для его нарезки устанавливался в держателе, благодаря колебаниям которого на поверхности диска в процессе его вращения прорезается извилистая канавка. Эта часть технологии оставалась совершенно неизменной с момента изобретения в середине XIX века до наших дней. Все модернизации и улучшения касались исключительно системы привода вращения диска, материала, на котором нарезался диск, резца и механизма, заставляющего его совершать колебания. |
Первоначально акустические колебания усиливались рупором и передавались на мембрану, к центру которой был прикреплен хвостовик привода резца. Систему из мембраны и резца называют «нарезающей головкой». |
|
В качестве материала подложки мастер-диска использовалась зеркальная поверхность воскового диска. Воск — аморфный материал, который при определенной температуре может быть легко прорезан даже незначительными колебаниями звуковых волн. В процессе нарезки диска головка плавно перемещается на червячном приводе вдоль линии радиуса мастер-диска. Таким образом на поверхности мастер-диска нарезается спиралевидная извилистая канавка. |
В период с конца XIX до начала XX века общего стандарта на скорость вращения грампластинки не было. |
Поэтому производители выпускали грампластинки со скоростью вращения от 60 до 90 оборотов в минуту. К середине 20-х годов этот параметр был установлен в 78 оборотов в минуту и был принят всеми производителями как стандарт. Диски грампластинок выпускались преимущественно двух форматов — «гигант» (30 см или 12 дюймов в диаметре) и «гранд» (27 см или 10,5 дюймов в диаметре). Последний имел более широкое распространение. На диск формата «гигант» можно записать до четырех с половиной минут звучания, а на диск формата «гранд» — до трех минут сорока секунд. |
Фоновалики, получившие широкое распространение до изобретения дискового носителя, практически перестали выпускаться в конце 20-х годов прошлого века. Технология их изготовления и была применена для производства грампластинок. |
Устройство акустической режущей головки. |
|
Первые грампластинки, которые были выпущены на рынок, имели два конкурирующих формата записи: глубинная модуляция канавки грамзаписи (технология, разработанная фирмой «Патэ») и поперечная модуляция канавки грамзаписи (разработанная независимо Берлинером и Эдисоном). Надо заметить, что первичная запись в технологии «Патэ» осуществлялась поперечным способом, и лишь потом механическим способом преобразовывалась в глубинную. Поскольку поперечная модуляция канавки грамзаписи обладает рядом преимуществ перед глубинной — она была почти сразу «принята на вооружение» всеми производителями грампластинок. |
|
К тому же технология изготовления мастер-дисков с поперечной модуляцией канавки грамзаписи несколько проще, поскольку отсутствует этап преобразования формата. |
Первая существенная модернизация в процессе совершенствования технологии грамзаписи коснулась привода резца. С появлением в середине 20-х годов электронной звукоусилительной техники появилась возможность заменить акустическую мембрану на электрический привод. Такая технология позволила существенно улучшить качество записи — сделать шире частотный и динамический диапазон. |
Следующая модернизация относится к концу 40-х годов. Именно тогда большинство производителей стали использовать в качестве подложек более современные материалы — полимеры. Записи производились на децилит и лаковые диски. Децилит по своим свойствам похож на битум, однако обладает меньшей вязкостью. Лак — еще более жесткий по своим свойствам, чем децилит. Для облегчения нарезки резец в процессе изготовления мастер-диска специально подогревался при помощи нихромовой проволоки. |
Технология записи на лаковый диск жива и до сегодняшних дней. |
Устройство электрической режущей головки |
|
|
В конце 40-х годов появились и долгоиграющие грампластинки. Размеры канавки были существенно уменьшены, что дало возможность записывать мастер-диски на меньшей скорости вращения и существенно увеличить продолжительность записи на одной стороне грампластинки. |
В СССР первая долгоиграющая грампластинка была выпущена в 1953 году. Долгоиграющие грампластинки выпускались для скоростей вращения от 16 до 45 оборотов в минуту. |
С полученного полимерного или воскового мастер-диска гальваническим способом снимается копия на металл. В специальной камере на поверхность мастер-диска наносится слой серебра (подобно тому, как это делается в производстве зеркал), а затем в гальванической ванне на поверхность серебра осаждается никель или медь. |
Таким образом получается металлический оттиск. Его называют грамм-оригиналом. Прослушивать восковые или полимерные мастер-диски нельзя, поскольку в процессе прослушивания мастер-диск разрушится. |
Металлические грамм-оригиналы бывают позитивные (нечетная гальванокопия) и негативные (четная гальванокопия). Нечетные копии можно прослушивать при помощи обычных проигрывателей. Поэтому их еще иногда называют «читаемые» и «нечитаемые» оригиналы. |
Для контрольного прослушивания «нечитаемых» оригиналов используют специальные «обратные» иглы с кончиком в форме змеиного языка, однако, получить высококачественную запись при проигрывании оригинала такой иглой нельзя. |
В конце 50-х годов в грамзаписи произошла настоящая революция — появилась стереозапись. Как же удается записать два канала звука одним резцом? Дело в том, что стереозапись на грампластинке — это не совсем два независимых канала звука. |
|
Устройство режущей головки для нарезки мастер-дисков с глубинной модуляцией и форма нарезаемой канавки грамзписи |
|
|
Давайте более детально рассмотрим, каким образом осуществляется стереозапись по сравнению с монозаписями. У канавки грамзаписи имеются две стенки. |
В случае монозаписи резец совершает колебания по единственной линии, которая лежит в плоскости поверхности мастер-диска и перпендикулярна направлению вращения мастер-диска. |
Это и есть поперечная модуляция канавки грамзаписи. Линии, образованные на пересечении краев стенок канавки грамзаписи и поверхности диска, абсолютно одинаковые. |
В стереозаписи применяется так называемая «поперечно-глубинная» модуляция канавки. Там правая стенка модулируется сигналом первого канала, а левая — сигналом второго канала. Устройства привода колебаний резца находятся под углом 90° друг к другу, и таким образом обеспечивается независимость формы нарезки левой и правой стенок канавки грамзаписи. |
В процессе реальной записи под воздействием сигналов, поступающих на правый и левый толкатели, резец совершает сложные суммарные колебания в соответствующих направлениях в плоскости, перпендикулярной направлению вращения мастер-диска. |
Поперечно-глубинная модуляция канавки грамзаписи. К недостаткам этого способа стереозаписи относится то, что качество звучания одного из стереоканалов сильно отличается от другого. |
|
|
Такая запись имеет ряд существенных ограничений. Так, например, невозможно записать противофазные колебания низкой частоты с большой амплитудой и пр. |
Для этого фонограмма, записываемая на мастер-диск, специально обрабатывается. |
Самый простой способ обработки — сведение в моно всех сигналов на частотах ниже 500 Гц. |
Одна из особенностей человеческого слуха, как известно, заключается в том, что мы с трудом обнаруживаем в пространстве источник звука на частотах ниже 500 Гц, поэтому такая обработка фонограммы почти незаметна на слух. |
Более сложные процессоры контролируют и компенсируют другие «незаписываемые» музыкальные ситуации. Принятая «компромиссная» система стереозаписи. |
После того, как режущая головка была повернута на 45°, оба канала стерео оказались наполовину глубинно и наполовину поперечно модулированы. |
В результате компромисса удалось достичь одинакового звучания обоих каналов стереозаписи. |
|
|
60…70-е годы ХХ века можно считать расцветом грамзаписи. |
На диск формата «гигант» можно было записать до 60 минут звучания (по 30 минут на каждую сторону). |
Появились новые высококачественные пластмассы, из которых стали изготавливать грампластинки. |
Исполнители начали выпускать сборники своих произведений. |
Появилось такое понятие, как «альбом». |
Сигнал есть только в левом канале. |
|
|
В конце 70-х годов были разработаны наиболее совершенные системы записи мастер-дисков. |
Это оборудование позволяло производить запись непосредственно на металлический диск из аморфной меди (технология DMM, Direct Metal Mastering — прим. ред.). |
Такое устройство с полным правом можно называть «станком с ЧПУ», поскольку процесс записи мастер-диска на нем контролируется компьютером. |
Компьютер в таких системах не только следит за скоростью вращения мастер-диска, обрабатывает фонограмму на предмет компенсации «незаписываемых» звуковых комбинаций в стереоканалах, но и контролирует процесс перемещения режущей головки в зависимости от громкости записываемого сигнала. |
Благодаря этой функции, удается существенно увеличить продолжительность записи на одной стороне грампластинки. |
Сигнал есть только в правом канале.
|
|
|
Действительно, ведь если звука в исходном материале нет, нарезаемая канавка имеет строгую спиралевидную форму. |
При этом шаг витков в спирали грамзаписи можно уменьшить. |
А в случае, когда записывается звук с максимальной амплитудой, — шаг витков необходимо увеличить, чтобы исключить замыкание витков. |
Так продолжительность звучания одной стороны грампластинки может возрасти до 45 минут и более. |
Благодаря тому, что при производстве отпала необходимость осаживать металл на поверхность полимера или воска, существенно улучшилось отношение «сигнал/шум» в записи. |
Диски, записанные по этой технологии, мало отличаются по качеству звучания от компакт-дисков. |
Запись моно при помощи стереофонической режущей головки. |
|
|
Теперь, после того, как внесена ясность в процесс создания грампластинки, самое время понять, как эти сведения применить к процессу проигрывания, чтобы достичь максимальной точности воспроизведения звука. |
Бытует мнение, что пластинки, записанные акустическим способом (без применения электричества) надо непременно воспроизводить на патефонах и граммофонах. Пропагандисты такого подхода объясняют это некоей теорией «аутентичного звучания». |
Но давайте подумаем, что же происходит на этапе воспроизведения грампластинки? Колебания воспроизводящей иглы проигрывающего устройства должны быть каким-то образом преобразованы в звуковые колебания. При этом вполне правомерно считать, что чем меньше искажений будет внесено в полезный сигнал на этапе воспроизведения, тем более естественным будет звучание оригинальной записи. Уровень нелинейных искажений лучших английских патефонов порядка 14%, а бытовые пьезо- и магнитные адаптеры середины ХХ века имеют КНИ на уровне 7…11%. |
Запись «суперстерео»-сигналов или моносигналана 2 канала с противофазой в одном из них. |
|
В бытовых радиолах и электрических проигрывателях сигнал с такого адаптера поступает на вход усилителя, который тоже привносит нелинейные искажения и гармоники. Несмотря на «благородство» звучания старых ламповых усилителей, уровень нелинейных искажений и гармоник в них зачастую превышает 5%. Вот такая арифметика… |
|
Динамический и частотный диапазоны патефонов и бытовой техники тоже не выдерживают никакой критики. Для лучших патефонов пределы частотного диапазона это 250 Гц…4,5 кГц, а для бытовых проигрывателей середины прошлого века — 100 Гц…8 кГц. |
Динамика у патефонов не превышает 27 дБ, а у проигрывателей — 36…40 дБ. Понятно, что воспроизведение записей на таком оборудовании не может дать результат, сколько-нибудь пригодный для дальнейшей реставрации. |
Профессиональные проигрыватели грампластинок имеют суммарный уровень нелинейных искажений порядка 0,05% при динамическом диапазоне более 80 дБ и частотном диапазоне от 10 Гц до 50 кГц. |
Предположим, что у вас имеется проигрыватель, удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к профессиональному оборудованию, и вы хотите получить высококачественную копию грампластинки для последующей реставрации. Как же использовать на все 100% такие возможности профессионального проигрывателя грампластинок? |
Начнем по порядку. |
Изначально звук при воспроизведении грампластинки рождается в механической части звукоснимателя. Эта система состоит из трех важных деталей. Первая — игла, вторая — иглодержатель и третья — подвес иглодержателя. |
Именно эти детали вносят наибольшие искажения в воспроизводимые сигналы, потому, что это — механическая система, имеющая собственную механическую инертность и резонансные частоты. |
Суммарный вес современных систем иглодержателя и подвеса не превышает нескольких миллиграмм. Однако даже такой, казалось бы, незначительный вес играет существенную роль в окрашивании звучания. Сейчас иглодержатели изготавливаются из тонкостенных трубок. |
Материалом для них служат сплавы алюминия или бериллия. Иглодержатель должен быть одновременно необычайно жестким и легким. Бериллиевые иглодержатели в этом случае имеют более привлекательное соотношение между жесткостью и легкостью. |
Подвес иглодержателя должен иметь высокую податливость, однако при этом он должен выдерживать давление в несколько грамм для того, чтобы обеспечить надежный контакт иглы с поверхностью канавки грамзаписи даже на самых громких низкочастотных звуках. Конструктивных решений подвеса иглодержателя существует очень много. |
|
В основном, все конструкции разработаны по схожему принципу: иглодержатель вставлен во втулку из пористого и/или резиноподобного композита либо в мембрану из такого материала. |
|
Подобное техническое решение позволяет унести собственные резонансы механической системы звукоснимателя выше 35 кГц. Таким образом, эти резонансы практически не оказывают влияния и не окрашивают звук при проигрывании грамзаписи. Чем выше значение собственных резонансов механической системы звукоснимателя, тем более высокое качество воспроизведения можно ожидать от звукоснимателя. |
Особое место в механической системе звукоснимателя играет сама игла. Точнее — материал, из которого она изготовлена, и форма ее заточки. |
Современные иглы изготавливаются из корунда, сапфира и алмаза. Сторонники теории «аутентичного звучания» рекомендуют своим последователям использовать «аутентичные» стальные и деревянные иглы. Я — против! Почему? Дело в том, что закругление на кончике иглы всего несколько десятков микрон. |
Предположим, что мы проигрываем грампластинку с давлением на нее в два грамма. Нехитрые вычисления — и мы получим, что давление в точке, где игла касается грампластинки, составляет более 100 кг на квадратный метр. Понятно, что в таких условиях с первых же секунд воспроизведения стальная или деревянная игла начинает стачиваться. При этом образующаяся микроскопическая стружка оседает на дне и стенках канавки и действует как дополнительный абразив, усиливая износ иглы и стенок канавки грамзаписи. В общем, ничего хорошего использование таких игл не дает. |
Так какие же иглы надо использовать, если мы собираемся получить высококачественный результат? |
|
Я рекомендовал бы только алмазные иглы. Тому есть две причины. Первая — алмаз наиболее износостойкий материал, и вторая — минимальное значение силы трения, которая возникает при контакте алмаза со стенками канавки. Экспериментально установлено, что сила трения у сапфировых игл несколько выше, а у корундовых — значительно выше, чем у алмазных. |
|
Теперь следует поговорить о форме иглы. Вернее, о том, какие они бывают вообще, и о том, как их выбирать. Выпускаемые в настоящее время иглы делятся на два больших класса: конические и эллиптические. Эллиптические иглы гораздо дороже конических. |
Коническая игла имеет форму конуса, с небольшим сферическим закруглением на конце. По этой причине их иногда еще называют сферическими. |
Эллиптических игл выпускается несколько типов, однако их тоже можно классифицировать. Для простоты опишу три типа. Большинство производимых эллиптических игл являются либо точной копией, либо незначительной модификацией описанной ниже конструкции. |
Первый тип — собственно эллиптические иглы. Внешне игла мало чем отличается от конической, однако в сечении ближе к концу иглы мы увидим не круг, а точный эллипс. |
Второй тип — бирадиальные иглы. Имеют в сечении сложную фигуру, образованную окружностями большого и малого радиуса, похожую на сплюснутый эллипс. Такие иглы еще называют «суперэллиптическими» или «гиперэллиптическими». |
Третий тип — иглы с заточкой «микроребро». Сечение конца такой иглы имеет сложную фигуру, напоминающую параллелепипед со скругленными острыми углами. Иногда такие иглы имеют коммерческие названия типа «суперточные линии» или «суперточные поверхности». |
|
Почти все современные иглы имеют кончик с высокоточной лазерной полировкой, благодаря которой существенно уменьшается сила трения и улучшается контакт иглы с поверхностью стенок канавки грамзаписи. |
|
Зачем же нужны такие ухищрения и более дорогостоящие иглы? |
Давайте посмотрим, что происходит во время воспроизведения грампластинки. |
Для идеального воспроизведения игла должна быть подобрана по размеру таким образом, чтобы она касалась стенок канавки грамзаписи только в двух точках, расположенных на достаточном удалении от поверхности грампластинки и от дна канавки (примерно в нижней трети). |
|
Такое расположение позволит избежать «чирканья» по дну канавки в самых громких местах, а также позволит избежать влияния дефектов поверхности грампластинки на воспроизведение.
|
|
На рисунке показаны фазы движения резца (который в сечении похож на тупоугольный треугольник) при нарезке мастер-диска. |
Здесь же видно, что ширина канавки получается не везде одинаковой. При воспроизведении такой записи конической иглой в некоторых точках наряду с нормальным поперечным колебанием игла будет совершать вынужденное вертикальное паразитное колебание, которое неблагоприятно сказывается на звучании и приводит, как правило, к нелинейным искажениям. Иглы эллиптической формы более свободны от этого недостатка, причем иглы с заточкой «микроребро» в таких ситуациях наиболее хорошо справляются с воспроизведением. |
Эффект «выталкивания» при воспроизведении грамзаписи. Больше всего этот эффект проявляется при воспроизведении грамзаписи коническими иглами, меньше всего — при использовании игл «микроребро» |
Очевидно, что при выборе игл для нужд высококачественного воспроизведения и реставрации грамзаписей надо остановиться на эллиптических иглах. Я не советую использовать иглы для ди-джеев — неважно, гиперэллиптической формы или «микроребро». |
|
Дело в том, что в процессе работы ди-джеи часто сотни раз прокручивают рукой грампластинку (с опущенным на нее звукоснимателем) на одном и том же месте, подыскивая на слух нужный музыкальный момент. |
|
Несмотря на то, что иглы для такой работы создают значительно меньшее давление на грампластинку, нагрузка у них в точке касания все же несколько больше, чем у конических и простых эллиптических игл, так как площадь соприкосновения меньше.. По этой причине при «скрэтчевании» изнашивание грампластинки будет происходить быстрее, особенно в пыльном помещении дискотеки, насыщенном табачным дымом и парами глицерина от дым-машин. |
Примерное соотношение между размерами игл и канавок долгоиграющей грампластинки (а) и патефонной (б) |
Часто задают вопрос: какой же оптимальный размер иглы использовать для воспроизведения грампластинок? Или типичная ситуация, когда прибегает совершенно расстроенный человек со словами: «Я купил дорогущую иглу, поставил любимую пластинку, а она только шипит и трещит, а звук как из трубы». |
|
В чем же дело? Ответ прост и банален: игла должна точно соответствовать размеру канавки грамзаписи и касаться стенок канавки в строго отведенном для этого месте. |
|
К сожалению, до начала 30-х годов прошлого века не существовало жесткого стандарта и на размер канавки грамзаписи. Но, к счастью, одно обстоятельство сыграло нам на руку: фирм-производителей резцов было всего несколько в мире, да и снашивались резцы при нарезке восковых мастер-дисков не быстро. |
Конечно же, технология обработки резцов совершенствовалась, но, даже не имея стандартов, все производители резцов придерживались примерно одинаковых размеров. И здесь можно с уверенностью сказать, чем старше грампластинка, тем шире в ней канавка. Ширина канавки грамзаписи, начиная с конца XIX века до конца 20-х годов XX века, изменилась ненамного. |
Попытки проиграть долгоиграющую грампластинку патефонной иглой (а) и патефонную пластинку иглой для долгоиграющих грампластинок (б). |
|
В любом случае для получения оптимального результата необходимо иметь несколько игл разного диаметра и перед записью провести эксперимент с целью выяснения, какой же иглой проигрывать данную грампластинку. |
|
Как уже отмечено, размер канавки у долгоиграющих и патефонных пластинок отличается существенно, поэтому проигрывать долгоиграющие грампластинки иглами, предназначенными для патефонных, нельзя, и наоборот, нельзя проигрывать патефонные пластинки иглами для долгоиграющих пластинок. |
И в том и в другом случае результат будет удручающим, и существует вероятность испортить грампластинку. Все производители предлагают специальные иглы для проигрывания долгоиграющих и патефонных грампластинок. Универсальных моделей не существует. |
В конце 80-х годов прошлого века все производители предлагали также наборы игл разного диаметра. В настоящее время фирма Stanton решает вопрос о возобновлении выпуска таких наборов, но реально производит и предлагает такой набор сейчас только фирма Grado. |
Он состоит из 5 конических игл диаметром
2 ~ 4 мкм (с шагом 0,5 мкм), предназначенных для проигрывания патефонных грампластинок. Ранее эта фирма предлагала подобный набор эллиптических игл, однако в настоящее время производство свернуто из-за высокого процента выбраковки. |
Во время беседы на эту тему с владельцем компании я узнал, что, вероятно, производство возобновится, однако цена будет существенно увеличена, поскольку поставщики и огранщики алмазов повысили расценки на свою работу. |
|
Итак, мы определились с выбором системы «игла-иглодержатель-подвес иглодержателя». |
Что дальше? Будем двигаться по электрическому тракту с момента преобразования механических колебаний иглодержателя в электрические. Каким образом происходит этот процесс преобразования? Какие типы головок существуют для этой цели? Магнитные, пьезо, конденсаторные и оптические. |
|
Последние два типа головок почти не выпускаются серийно из-за сложности конструкции и дороговизны. Магнитные и пьезозвукосниматели наиболее широко распространены. |
Какой тип звукоснимателя выбрать? |
Рассмотрим пьзоголовку. Технология изготовления пьезокристаллов не позволяет выращивать абсолютно идентичные по своим свойствам кристаллы. Поэтому они имеют существенный разброс в параметрах, и требуются длительные испытания при их подборе для стереозвукоснимателей. К тому же податливость и неравномерность частотной характеристики пьезокристаллов существенно хуже, чем у магнитных систем. |
Их высокое электрическое сопротивление заставляет конструировать головки с достаточно высоким выходным уровнем электрического сигнала, чтобы уменьшить влияние электрических наводок на провода, идущие от головки к предусилителю. |
В маркировках игл для проигрывания патефонных грампластинок до сих существует некоторая неразбериха. |
|
Одна из характеристик иглы для проигрывания грампластинок — это физические размеры ее кончика. Обычно, этот параметр указывается в паспорте иглы. |
|
Принято указывать либо диаметр закругления (для конических игл), либо большой и малый размер (для эллиптических игл). Однако многие производители указывают величину в условных единицах. |
Так, например, набор сменных игл Grado имеет маркировку от 2.0 до 4.0 µ. Но, если принять µ (в данном случае) за микроны — получается несоответствие. Ширина канавки патефонной грампластинки около 63 микрон. Возможно, в данном случае µ означает доли дюйма? Другое предположение может звучать так: на самом деле 2.0…4.0 — это не что иное, как 62…64 микрона. Возможно, первая цифра отброшена для простоты. Выяснить, что же на самом деле имел в виду производитель, пока не удалось. Тем не менее, иглы действительно подходят для проигрывания патефонных грампластинок, как и заявлено производителем, и дают прекрасные результаты в сложных случаях, когда требуется подбирать иглу для получения качественного воспроизведения. |
Фирма Shure указывает размеры своих игл в микронах. Так в маркировке игл для проигрывания патефонных грампластинок указан диаметр закругления 63 µ, 64 µ и 65 µ (в разных моделях). |
В справочной информации Denon, Gold Ring, Ortofon, Stanton и других производителей головок и игл размеры игл тоже зачастую указываются в условных единицах. |
|
При выборе иглы необходимо убедиться, что она действительно предназначена для проигрывания того типа грампластинок (патефонных или долгоиграющих), которые предполагается воспроизводить при ее помощи. |
Здесь приходится полагаться на компетентность производителя и надеяться на то, что реальный размер иглы соответствует стандарту. |
|
Очевидно, выбор падает на головки с магнитным преобразованием колебаний в электрические сигналы. Они делятся на два конструктивно разных типа. |
Первый — с движущимся магнитом (коммерческое название — Moving Magnet или сокращенно MM). В головках этого типа обратный конец иглодержателя является магнитом, который совершает колебания вблизи полюсов катушки индуктивности, наводя в ней электрические колебания. |
Второй — с движущейся катушкой (коммерческое название — Moving Coil или сокращенно MC). В таких головках к обратному концу иглодержателя жестко приклеена катушка из тончайшего провода. Она находится между полюсами мощного постоянного магнита. Таким образом, при ее колебаниях в полюсах магнита в ней наводятся электрические колебания. |
В чем же преимущества и недостатки первой и второй конструкций? |
Благодаря тому, что в конструкции MC катушка, жестко связанная с иглодержателем, состоит всего из нескольких десятков витков провода, суммарная масса всей системы незначительно увеличивается по сравнению с массой системы «игла-иглодержалель-подвес». В современных звукоснимателях ММ-типа масса магнита тоже не превышает миллиграмма, но все равно она немного больше, чем масса катушек, применяемых в конструкциях МС. Следовательно, общая инертность системы у звукоснимателей ММ-типа несколько больше. |
|
У звукоснимателей МС-типа, в силу меньшего диаметра провода и меньшего количества витков в катушке, значительно ниже ее индуктивность и сопротивление, но и уровень выходного электрического сигнала почти в 10 раз ниже, чем у звукоснимателей ММ-типа. Меньшая индуктивность катушки в звукоснимателях МС благоприятно сказывается на воспроизведении высоких частот, однако меньший уровень выходного электрического сигнала требует использования более дорогих предусилителей. |
|
Также существенно то, что конструкция звукоснимателя МС-типа не позволяет использовать сменные иглы. МС-звукосниматели гораздо сложнее в производстве (а следовательно, и дороже), по этой причине при износе иглы многие производители предлагают пользователям отсылать звукосниматель на завод, где на него устанавливается новая игла взамен изношенной. |
При записи с грампластинок для последующей реставрации, при использовании головок МС-типа придется приобрести несколько экземпляров с разными иглами. |
Как видим, оба типа головок имеют свои достоинства и недостатки. Дать конкретный совет, чем же пользоваться, — довольно затруднительно. Выигрыш в звучании при использовании головок МС стоит существенных финансовых вложений. Например, если приличная головка ММ стоит около 250 долларов, то головки МС такого же класса стоят 500 и даже 900 долларов. |
Как правило, головки МС комплектуются только иглами суперэллиптической формы или формы «микроребро». |
Несмотря на то, что научные разработки в области производства головок для проигрывателей грампластинок уже почти не ведутся, производители все же выпускают на рынок новые модели. Так за последние пару лет на рынке появились новые головки ММ-типа с уменьшенной индуктивностью катушек. |
Снизить этот показатель удалось за счет использования проводов из биметалла с очень низким сопротивлением и применения новых неодимовых магнитов. Таким образом, звучание этих головок существенно приближено к звучанию МС-головок. При этом их стоимость выросла не более, чем на четверть, по сравнению со стоимостью предыдущих моделей. |
Головка звукоснимателя Grado, модель Prestige Gold, со сменной эллиптической иглой для проигрывания патефонных грампластинок. |
|
«Хорошо!» — скажете вы. Давайте же скорее возьмем лучший проигрыватель, лучшую головку и будем записывать архивные грампластинки с высочайшим качеством звучания! |
Не советую торопиться — прежде чем проигрывать грампластинку, потребуется правильно настроить проигрыватель и проделать еще несколько важных манипуляций. |
Кстати, если у вас пока нет проигрывателя грампластинок, — не торопитесь бежать в магазин, чтобы его купить. В следующей статье мы проведем исследование современного рынка проигрывателей грампластинок, научимся настраивать проигрыватель перед воспроизведением и узнаем еще многое, без чего невозможно получить качественный результат в реставрации архивных грамзаписей. |
Перейти на страницу: Реставрация грамзаписей (часть вторая) |
|
|
|
Все права © 2003-2016. Разрешается использование любых материалов
при условии живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|